Pokazuha.ru
Автор: Anti-klirik
Ссылка: http://11-q.ru/view/topic.cfm?key_or=1122099

Cверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрия»
Разное


Начало разработки ракет-носителей большей грузоподъемности на базе модификации ракет «Энергия» заставили искать пути существенного повышения грузоподъемности средств воздушной доставки. Самолет ВМ-Т «Атлант» мог транспортировать грузы массой до 50 тонн, а для перспективных разработок масса грузов превышала 200 тонн. Требовался новый самолет-транспортировщик грузоподъемностью до 225 тонн на внешней подвеске.

Полномасштабная проработка нового самолета, базой для которого послужил Ан-124 «Руслан», в ОКБ О.К. Антонова началась в середине 80-х годов под руководством Генерального конструктора П.В. Балабуева. Перед коллективом фирмы была поставлена задача – создать универсальный транспортный самолет, который мог бы перевозить широкую номенклатуру грузов как внутри, так и снаружи фюзеляжа, а также служить первой ступенью для перспективных космических аппаратов воздушного старта.
Опытный образец самолета Ан-225 «Мрiя» (по русски – «Мечта») совершил свой первый полет 21 декабря 1988 года. Машину поднял в воздух экипаж в составе: командир А.В. Галуненко, второй пилот С.А. Горбик, старший бортинженер А.М. Шулещенко, бортинженер В.А. Гусар, штурман С.Ф. Hечаев, радист В.А. Белобородов и ведущий инженер по летным испытаниям М.Г. Харченко. Для создания самолета потребовался рекордно короткий срок — 3,5 года. Это стало возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолета с узлами и агрегатами самолета Ан-124.
Фюзеляж Ан-225 имеет такое же поперечное сечение, что и у Ан-124, однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета Ан-225 имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей, автосамосвалы типа «БелАЗ», «Коматцу», «Юклид». В целях уменьшения веса было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой откидывающийся вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены. Основные опоры изменены существенно, хотя и с минимальными конструктивными переделками. Вместо пяти двухколесных стоек с каждого борта теперь установлены семь таких же.

Четыре последних ряда двухколесных тележек при маневрировании на ВПП самоориентируются, а при взлете и посадке — стопорятся. Ан-225 разворачивается на полосе шириной 60 м.

Крыло Ан-225 также представляет собой модификацию крыла Ан-124. Оно дополнено новой центральной секцией, увеличен его размах. Для обеспечения возможности перевозки крупногабаритных грузов «на спине» самолета установлено двухкилевое вертикальное оперение.

Благодаря этому на внешней подвеске могут перевозиться грузы, габариты которых превышают возможности других транспортных средств, например, ректификационные колонны диаметром 7—10 м и длиной до 70 м.

На самолете установлено бортовое радиоэлектронное оборудование, примерно аналогичное оборудованию Ан-124. Так, электродистанционная система управления, созданная для «Руслана», использована и в «Мрии». Несмотря на то, что динамика полета «Мрии» совершенно другая, потребовалось лишь внести изменения в программном обеспечении бортовых компьютеров.

За 3 ч 45 мин полета 22 марта 1989 года Ан-225 установил 110 мировых рекорда для самолетов данного класса. Так, скорость на замкнутом маршруте 2000 км с грузом 155 т составила 815,09 км/ч, максимальная высота полета с грузом 155 т – 12430 м, максимальная масса самолета на высоте 2000 м – 508200 кг.

Кроме выполнения чисто транспортных операций, Ан-225 планировалось использовать в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос в вариантах авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты.

Единственная летавшая «Мрия» в середине 90-х была разукомплектована и непригодна к полетам. Второй экземпляр был законсервирован на стадии постройки. В середине 2000 года на АHТК имени Антонова было принято решение о реконструировании после 6-летнего простоя первого самолета. и доработке его к требованиям гражданской авиации. Попутно самолет модифицируется в тип Ан-225-100, который станет полноценным коммерческим самолетом, способным летать по всему миру без ограничений. Для этого «Мрия» оснащается системами предупреждения столкновений в воздухе и на земле, обеспечения полетов с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования, новыми радиостанциями в соответствии с требованиями ИКАО. Кроме того, в связи с предстоящими перевозками внутри фюзеляжа моногрузов массой более 220 т, усиливается грузовой пол и передняя рампа. В финансировании программы так же приняло участие АООТ «Мотор-Сiч» (г. Запорожье), которое изготовило 6 новых двигателей. Общий объем затрат на проведение реконструкции составил около 20 млн долл.

Первый полет обновленной Ан-225 «Мрии» состоялся 7 мая 2001 года. Как и 12,5 лет назад командиром экипажа стал А.В. Галуненко. В июне Украина собирается продемонстрировать гордость советского ВПК на авиасалоне в Le Bourget (Франция). Вторую машину планируется также достроить и эксплуатировать.

На Ан-225 было установлено множество мировых рекордов, в том числе и рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил уникальный полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов. Такое достижение - рекорд само по себе. В общей сложности, данный самолёт — обладатель около 250 мировых рекордов. Конечно, Ан-225 создавался не для установления рекордов, но масштаб и необычность задач, которые стояли перед его конструкторами, привели к созданию уникального по своим размерам самолёта.

Это единственный в мире самолет, который смог в 2001 году перевезти в своем грузовом отсеке четырех жирафов и двух слонов (стоящих в полный рост, без усыпления – обычно их перевозять кораблями) из Африки в Германский зоопарк.

Изначально было заложено 2 машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии. Второй экземпляр существует в виде задела.