Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://11-q.ru/view/topic.cfm?key_or=1233892

«Живопись умерла с этого дня!» - воскликнул художник Поль Деларош в 1838 г. Родилась фотография, вспомним историю первых фото.
Картинки > Фотографии


Началом отсчета истории фотографии принято считать 7 января 1839 года. В этот день на заседании Парижской Академии наук ее секретарь Доминик Франсуа Араго выступил с сообщением об изобретении Л.М. Дагером дагеротипии. Как часто бывает в истории, Дагеру достались все лавры изобретателя фотографии: слава, деньги, почести. Но история фотографии началась задолго до Л.М. Дагера.
В переводе с древнегреческого слово фотография означает «светопись». Для получения фотоснимка надо было получить оптическое изображение и уметь его закрепить. О том как получить изображение на листе бумаги знали давно. По свидетельству Аристотеля и Эвклида, уже в античной древности было известно, что, когда свет проходит через маленькое отверстие в темное помещение, на противоположной стенке может возникнуть ясное перевернутое изображение. В средние века этот эффект воспринимался как метафора глаза и даже самого мозга. Позднее появились достаточно сложные приборы - камеры-обскуры (в переводе «темные комнаты»), оснащенные линзами и зеркалами для придания изображениям четкости и исправления эффекта «перевернутости». Первым сделал детальное описание камеры-обскуры, сопроводив ее чертежами, великий Леонардо да Винчи. А вошедший в историю искусства, не только благодаря совершенству перспективных построений картин, но и благодаря жизни на широкую ногу, венецианский художник Каналетто (1697 - 1768) пользовался камерой-обскурой для создания своих картин. Писать нужно было как можно больше, поскольку при его стиле жизни требовалось много денег. И он нашел оригинальный способ увеличивать свои заработки, поставив искусство на поток: проектировал виды Венеции на лист бумаги или холст, а затем обрисовывал контуры. В том же веке делаются первые попытки усовершенствования камер-обскур. Итальянец, физик и математик Жерар Кардано в 1550 году для улучшения изображения предложил вставлять в отверстие линзу (будущий объектив нашего фотоаппарата), а для регулирования резкости советовал сделать заднюю стенку камеры передвижной. В результате усовершенствований камера приобрела размеры ящика. Самый же первый в истории фотографии способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, был изобретен талантливым французским изобретателем самоучкой Жозефом Н. Ньепсом. На нем Ж.Ньепс гелиографическим способом зафиксировал вид из окна мастерской в июне 1826 года. Процесс изготовления изображений был следующим. Светочувствительное вещество - раствор асфальта в лавандовом масле - наносили на медную пластинку, затем экспонировали на пластинку изображение камеры-обскуры. Под действием света раствор твердел. На дальнейшем этапе изготовления изображений необходимо было отмыть неотвердевший асфальт, вытравить пластинки в кислоте, покрыть чернилами и, прижимая к бумаге, отпечатать. Но этот метод был достаточно трудоемким, а выдержка (время, в течение которого необходимо было проецировать изображение на пластину) составляла 8 часов.
И тут на горизонте появляется Луи Жак Дагер - талантливый и оригинальный художник-декоратор. Встреча почти разорившегося Ньепса с довольно состоятельным Дагером была как раз кстати, и в 1829 г. они подписывают договор о совместном проекте под названием «Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагером». Камера, использующаяся в экспериментах Л. Ж. М. Дагером, весила около 50 кг и имела размеры 313 Х 369 X 508 мм. Интенсивные совместные поиски, проверка, может быть, десятков гипотез и, наконец, изобретатели натыкаются на йодистое серебро. Но изображение, закрепленное с помощью него, необратимо чернеет при извлечении пластинки на свет! Это, пожалуй, самый драматический момент в сотрудничестве Ньепса и Дагера. Они не читали научной литературы и просто не знали, что ещё в 1818 году английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство гипосульфита прекращать почернение на свету йодистого серебра (технология закрепления изображения!). Результаты четырехлетней деятельности совместного проекта были неутешительными - никакой усовершенствованной камеры у Дагера не было и в помине, Ньепс лишь добился незначительного уменьшения времени выдержки при помощи нагревания пластины. В 1833 году на 68 году жизни скончался Жозеф Ньепс. И Л.Дагер продолжил сражение за закрепление изображения один. Дагер внес существенный вклад в процесс фиксации изображений, сделав в 1835 году необычайное открытие. Хотя это произошло случайно, когда Дагер оставил экспонированную пластинку в шкафу с химикатами, где стояла чашечка с ртутью. Пары ртути, осевшие на светлых участках пластины, проявили изображение и подарили нам первое в мире фото!