Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://11-q.ru/view/topic.cfm?key_or=1426791

Первый домик неизвестного архитектора в Санкт-Петербурге
Разное


«Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?» Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию». (А.С. Пушкин. «Воспоминания и дневники 1824—1836 гг.)

Первые общественные туалеты в Петербурге появились не ранее середины XIX века, и есть две легенды о появлении в тогдашней столице первых заведений такого рода.

Как ни странно, обе легенды связаны с обидами, нанесёнными богатым купцам.

Первая легенда рассказывает о том, как во время праздника в Красносельском военном лагере, на котором присутствовал император, неожиданно заплакал ребёнок. Офицеры испуганно зашикали, но император уже услышал детский плач и остановил их: «Чья это девочка плачет?» – «Ах, эта?» - «Это Дунечка. Сирота». – «Дунечка? – засмеялся император. – Нам нужны такие красавицы. Запишите Дунечку обучаться танцам».

Дунечка выросла, влюбилась в молодого поручика и убежала из школы. Император рассердился и написал записку: «Поручик вор, его в гарнизон на Кавказ, а Дуньку вон от нас на позор». Когда поручику это прочитали, он ответил: «Из-за девчонки в гарнизон – это не резон». Царь рассмеялся и простил поручика. А Дунечка пошла по рукам. Офицеры передавали её друг другу. Генералы посылали ей конфеты. Купцы искали с ней знакомства. Много лет в переулке, где она жила, у подъезда её дома стояли кареты. Но именно купцам она отказывала, и они, огорчённые и обиженные, напрасно тратили деньги. Имя императора не указывается, военный лагерь в Красном Селе был создан в 1765 году, но существовал ещё и в начале XX века, поэтому это мог быть и Николай I, и Александр II (позже на Кавказ, кажется, уже не ссылали).

Однажды на балу Дунечка простудилась и вскоре умерла. От неё остался капитал, но никто не знал, как им распорядиться. Тогда царь велел передать его Городской думе на нужды сирот. Но думские купцы вспомнили обиды и сказали царю: «Не можем мы воспитывать сирот на такие деньги». Разгневанный царь крикнул: «Блудники и лицемеры, что же, я кину деньги собакам!». И тогда нашёлся один купец, Сан-Галли, который имел литейный завод на Лиговке, и сказал: «Я знаю, что надо сделать. Мы не выкинем деньги собакам. Они пойдут городу. Довольно бегать по дворам. Я построю уборные, и будут они на площадях, как в Европе!»

Вторая легенда посвящена туалету на углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов, он находился рядом с современной станцией метро «Горьковская».

Построен он был в 1906 году по проекту архитектора А.И. Зазерского в виде миниатюрной загородной виллы с башенками, шпилями, узорной кладкой, словно сказочный замок. Известность в Петербурге туалет приобрёл не только из-за своего необыкновенно роскошного вида, но и благодаря романтической легенде. Сказочно богатый купец Василий Григорьевич Александров, владевший некогда Центральным рынком на Петербургской стороне, однажды влюбился в знатную даму. Та принимала его ухаживания, подавала некоторые надежды, но как только доходило до дела – ни в какую. «Ты, – говорит, – мужик, а я баронесса». И весь разговор. Но дело в том, что не была баронесса такой уж неприступной. И это знал Александров. И решил отомстить ей.

Жила баронесса в доме на Каменноостровском проспекте, и Александров на свои деньги, «радея о народном здоровье», сооружает в саду Народного дома, напротив окон капризной дамочки, прекрасный общественный туалет – точную копию загородной виллы баронессы, «неприступной для удачливых выходцев из простого народа». Смотри, как любой житель города пользуется твоим гостеприимством. Оскорблённая женщина съехала и поселилась у Николаевского моста. Но и там Александров строит общественный гальюн под её окнами. Несчастная дама переезжает к Тучкову мосту, но и здесь её настигает страшная месть оскорблённого мужчины. Так в Петербурге, одна за другой, появились три «виллы общего пользования». К сожалению, до наших дней уцелела только вторая «вилла». На месте первой, как уже было сказано, появился павильон станции метро «Горьковская», третья, по-видимому, была снесена во время реконструкции Тучкова моста в начале 1960-х.

В публикации использованы материалы из книги «История Петербурга в преданиях и легендах» Н.А. Синдаловского.