Разное > Истории
теги у этой публикации не заданы
[все теги сайта]
С начала знаменитой антиалкогольной кампании, невольно ставшей одним из элементов горбачевской перестройки минуло 13 лет. Почти три десятилетия — казалось бы, вполне достаточный срок, чтобы историки и экономисты расставили все точки над «i», разобрались в тонкостях и последствиях этой эпопеи. Однако ожесточенные споры о значении кампании для СССР ведутся по сей день.
Кто же автор закона?
Авторство этой кампании обычно приписывают Горбачеву или Лигачеву. Это не совсем так. Комплекс мер по борьбе с пьянством начали разрабатывать еще при Брежневе. Однако запустить этот маховик Леонид Ильич не успел. В истории с антиалкогольной кампанией было много совпадений и неверно сформировавшихся стереотипов. Самый первый из них — это авторство Горбачева, который, как известно, в повседневной жизни практически не пьет. Отвращение к пьянству и выпивке появилось у Михаила Сергеевича еще в юности. Как пишет в своих мемуарах пресс-секретарь генсека Андрей Грачев, в пятнадцать лет с ним случился не очень приятный эпизод: отмечая окончание уборки, комбайнеры, члены бригады, в которой Горбачев работал вместе с отцом, решили «произвести Михаила в мужчины» и поднесли ему вместо воды полный стакан чистого спирта. «С тех пор, — вспоминает сам Горбачев, — большого удовольствия от выпивки я не получал». Кроме того, у Михаила Сергеевича был сильно пьющий брат… Тем не менее, при обсуждении авторства Горбачева в отношении антиалкогольной кампании, следует учитывать, что генсеком он стал только в середине марта 1985 года, а памятные постановления появились уже через два месяца. Очевидно, что разработать все это за столь короткий срок было невозможно.
«Не виноватая я...»
Другой стереотип — в сознании людей борьба с пьянством стала одним из ключевых элементов перестройки. Конечно, это было не совсем так. В самом Политбюро и ЦК по-разному относились к подготовленному пакету мер. Александр Яковлев вспоминает, после ознакомления с тогдашним постановлением у него «волосы на голове зашевелились — ведь там все было на запретах!» Против такого постановления были и Иван Болдырев, и Николай Рыжков(тогдашние члены ЦК). Безусловным сторонником проекта был Егор Лигачев, который стремился к ужесточению в реализации указа: «На каждом секретариате он кого-нибудь отчитывал — то Грузию, то Молдавию. Заместитель председателя Госплана, который ведал вопросами продовольствия, тоже получал выговоры. Нажим был колоссальный. Наше государство вообще театр абсурда, а уж тут и говорить не о чем. Не приведи господи, если кто-то употребил шампанское по случаю чьей-нибудь свадьбы или дня рождения, да еще являясь при этом членом партии. Его вызывали на собрание и прорабатывали. В общем, вводилась какая-то антиалкогольная опричнина. Идея об умеренном употреблении алкоголя сначала грозила превратиться в истерию. А прошло года полтора, и все начало стихать», — вспоминает Александр Николаевич. А как же сам Горбачев относился к предлагаемым мерам? «Он не был сторонником таких мер и даже говорил: «Ну что вы, мы же не будем вводить сухой закон», — утверждает Александр Яковлев. Однако в тот период Горбачев был еще весьма слаб в политическом плане, он только пришел к власти и не успел провести в ЦК и Политбюро «своих людей». Поэтому ему пришлось подчиниться воле старых партийцев и согласиться на предложенный ими вариант закона. Тем самым, Горбачев стал «громоотводом» для народного недовольства и символом борьбы с пьянством. Про него стали сочинять анекдоты и дали прозвище «минеральный секретарь».
Старт дан
Итак, старт антиалкогольной кампании был дан в мае 1985 года. С запоями было решено бороться очень просто. Первым элементом стало повышение цен на водку, вино и даже пиво: по воспоминаниям Лигачева цены на вино и водку выросли в среднем на 45%. Второй элемент — введение всевозможных ограничений на оборот алкогольной продукции. Розничную продажу алкоголя разрешали только после 14 часов, при этом в руки давали по две, а в особо суровые времена — по одной бутылке в руки. Было запрещено распивать спиртные напитки в общественных местах, они исчезли из столовых, кафе, чебуречных и т.д.; исключение было сделано лишь для ресторанов. Но и там все было обложено запретами и ограничениями: клиенту можно было наливать не более 100 г водки и не более 150 г вина, и, разумеется, тоже только после 14-00. Третий элемент — сокращение производства спиртного: водки стали выпускать вдвое меньше, а выработка дешевых вин упала, по некоторым данным, в пять раз. При этом, как утверждает Лигачев, коньячное производство сохранило свои позиции, а выпуск шампанского вырос в полтора раза. По планам идеологов кампании Соломенцева и примкнувшего к комиссии Лигачева, к 1988 году производство плодово-ягодных вин («бормотухи») должно было быть свернуто совсем. Четвертый элемент — пропаганда здорового образа жизни и осуждение пьянства. На страницах газет стали появляться огромные статьи, которые можно было бы объединить под заголовками «Пьянству — бой» и «Физкультуре и спорту — ура!» Газеты наперебой рассказывали о положительном опыте различных заводов и колхозов по борьбе с зеленым змием и успехах по переводу производств на выпуск «мирной» продукции. В последнем заключался пятый элемент кампании — в середине августа были снижены цены на соки, а многие ликеро-водочные заводы и хозяйства по производству вин были перепрофилированы. Именно тогда в продаже стали в массовом количестве появляться всевозможные фруктовые сиропы, которые следовало использовать при приготовлении лимонада, а также необычные соки, разлитые в винные бутылки. Оценивая все элементы, можно прийти к выводу, что основная ставка в этой борьбе была сделана на повышение цен (фактическое уменьшение покупательской способности граждан) и снижение производства (абсолютное уменьшение объема алкоголя). Ни то, ни другое не дало того эффекта, который ожидался. Первое привело к тому, что пропивать стали не ползарплаты, а всю, оставляя семью без денег, а второе лишь породило дефицит, приведший к возникновению огромных алкогольных очередей с давкой и мордобоем.
Рубить нельзя оставить
Созданием дефицита и водочных очередей перекосы и абсурдность антиалкогольной кампании не ограничились. В конце концов, к этому советские граждане были привычны. У идеологов борьбы с пьянством были и куда более непоправимые ошибки. Речь идет, в первую очередь, о вырубке виноградников и перепрофилировании заводов алкогольной отрасли. Вопрос с уничтожением виноградников — весьма щекотливый. Один из авторов реформы — Егор Лигачев категорически отрицает, что подобное вообще имело место.
О вырубках виноградников в один голос говорят многие тогдашние виноделы Молдавии, Грузии, Армении и Крыма. Площади виноградников сократились в несколько раз; посадки некоторых сортов были практически сведены на «нет». Кстати, на местах, где раньше произрастали элитные технические сорта, зачастую высаживали обычный столовый виноград. Не обошлось без трагедий. Так, например, известный ученый-селекционер из крымского НИИ «Магарач» Павел Голодрига, видя, как под гусеницами бульдозеров, гибнет дело его жизни, покончил с собой.
Столичный Боржоми и коньячный чай
Хуже всего приходилось обычным гражданам, причем не «подзаборным алкашам», а нормальным людям, которые устраивали застолья на праздники, дни рождения и свадьбы. Алкоголь на подобных мероприятиях, проводимых в публичных местах, был вне закона. Началась пропаганда безалкогольных свадеб, дней рождения и новогодних праздников. Однако практика показала, что изобретательного советского человека на «кривой кобыле не объедешь»: водку находчивые граждане наливали в бутылки из-под минеральной воды, шампанское — в сифоны с газировкой, а коньяк — в чайники. Безалкогольная вечеринка превращалась в лихую попойку с элементами экстрима в виде нагрянувших проверяющих. Посетители ресторанов тоже не были удовлетворены обслуживанием: 100 г им было явно недостаточно. Если не удавалось уламывать официантов, приходилось пользоваться подручными средствами: водку приносили с собой во фляжках, а выпивать бегали в туалет или на воздух. Руководство страны во главе с Горбачевым тоже осознавало абсурдность происходящего и неэффективность принимаемых мер. Однако в тот период — в 1986-1987 гг. — отречься от антиалкогольной кампании и признать ошибки он не решился.
|